8a74ef691205d759 Группа 1. Стр. 10 | Твой город - конкурс

© 2018-2019 Твой город. Твоя история                                                                                                                                                                       omskind@yandex.ru

Омский музей Кондратия Белова

Красота столицы степного края

Омск славен своей историей и историческими памятниками. На левом берегу р. Оми, южнее первой Омской крепости, был форштадт «Казачий», большинство улиц которого были названы в честь казачьих атаманов. Одна из них – Плотниковская. В конце XIX в. она застраивалась хаотично. За 10-ой линией находились выпасы для скота. С 1908 года земля по ул. Плотниковской приобрела статус муниципальной.

 

В конце XIX века на должность степного генерал-губернатора был назначен барон Максим Антонович Таубе. Казахская степь с североказахстанскими городами – Павлодаром, Петропавловском, Кокчетавом, Семипалатинском и Астаной, была присоединена к России и в 1898 году должность главного агронома губернии занял предприниматель, общественный деятель из Томска, потомок Саратовских немцев, Филипп Филиппович Штумпф.

 

Он выстроил усадебный комплекс на улице Плотниковской д.10, из которого сохранился одноэтажный дом. Современный адрес – ул. Чокана Валиханова д. 10. В доме имелись паровое отопление и подогрев полов. Потолки изнутри были украшены в стиле классицизма и модерна. В кабинете хозяина, был камин. Дом с мезонином и двумя бельведерами в итальянском стиле. Одна башенка до наших  дней не дожила. Он выделялся необычностью силуэта, резьбой кружев и всем видом был похож на деревянную архитектуру г.Томска, откуда переселился и сам хозяин. Несколько ярусов крыши, как в теремке из сказки П.П. Ершова. Наличники были украшены орнаментом с богиней плодородия.

 

Ф.Ф. Штумпф в районе села Троицкое организовал хозяйство, в котором был водопровод с пробуренной артезианской скважиной. В начале 1910 года семья расширила площадь дома и с западной и южной сторон были сделаны пристройки.

 

Ф.Ф. Штумпф в 1918 году участвовал в мятеже, был арестован, но выпущен под залог. Вместе с женой Надеждой Степановной бежал из Омска, в дороге заболел тифом и вернулся в Омск, а в 1921 году умер от инфаркта.  

 

В 1985 году в 150-летний юбилей Ч. Ч. Валиханова, часть ул. РККА была названа его именем, на которой спустя 20 лет появилось консульство Казахстана и памятник Ч. Валиханову. 

 

Памятником архитектуры дом стал в 1980 г. Много сделал для его сохранения и реставрации омский художник К. П. Белов, после смерти которого, в доме был открыт его музей.

05.12.2018 г.

Петрухин Александр

г. Новосибирск
Омск. Трамвай №8

Путешествие на трамвае

Люди путешествуют: кто в Турцию, кто в Москву, а я решила отправиться на трамвае по моему родному и любимому городу Омску.

 

Маршрут № 8 - это как рейс самолета. Итак, я отправляюсь с остановки "Полет". Эта конечная остановка многих трамваев. Они делают здесь круг по маленькому парку и разъезжаются в разные стороны.

 

Я мчусь по улице Богдана Хмельницкого. Кстати, он провожает нас на конечной остановке, золотой гетман Войска Запорожского, который прячется в роскошных сибирских елях, стоя на постаменте и глядя в сторону далекой Украины.

 

Трамвай несется мимо бывших заводов-гигантов, мимо двухэтажных домиков, похожих на сказочные терема или дворцы. Мимо парка «30-летия ВЛКСМ" с золотом берез, ярких пятен рябин, темной зелени елей.

 

Трамвай поворачивает, и мы уже в конце XIX века на улице Лермонтова, здесь можно увидеть ещё сохранившиеся деревянные дома с резными наличниками, старинные кирпичные здания с башенками, ажурными балконами, куполами со шпилями, в которых могли бывать известные люди: А.В.Колчак, М.А.Врубель,Д.М.Карбышев, В.В.Куйбышев.

 

Трамвай выносит меня улицу Маршала Жукова. Картинка за окном меняется.

 

Здесь высокие небоскребы с блестящими окнами и витринами магазинов, с несущимися машинами, с огнями светофоров и множеством спешащих по делам людей. И мы всё несемся, как в космосе

 

Но вдруг трамвай тормозит, виляет и подвозит нас к зданию нового яркого цирка.

 

Дальше - дальше - дальше. Улица Серова. Снова причудливые домики из 40-50-х годов прошлого века. Эта улица названа в честь летчика-героя, участника войны в Испании. Но мне он кажется все же мужем артистки Валентины Серовой, которой посвящены строки известного стихотворения "Жди меня" К. Симонова.

 

Вот подъезжаем к остановке "Кинотеатр "Октябрь", где слева можно увидеть железнодорожный вокзал, похожий на уплывающий корабль и манящий нас в путешествие по другим городам и странам. А справа рынок, тут у самых путей грибы, ягоды, яблоки - так и кажется, что вытянешь руку и схватишь что-нибудь на лету.

 

Ну вот последняя остановка. Приехали. Выхожу.

 

Интересно ездить на трамвае! А  красный вагончик делает круг по кольцу и снова в путь, приглашая новых пассажиров промчаться по городу, по векам, по истории.

Попова Дарья

г. Омск
Омск. Памятник детям блокадного Ленинграда

Две маленьких беды

Омск – красивый, старинный город России. История родного края близка сердцу каждого человека. Понятие Родина – это то, что людям близко и дорого: дом, в котором родился и вырос, улица, по которой бегал в детстве и, конечно, родной город. В Омске много достопримечательностей: парки, музеи, театры, памятники. Один из памятников тронул меня до слёз. Это памятник детям блокадного Ленинграда. Лица детей, потрёпанных войной, совершенно не кажутся детскими. Их глаза видели фашистскую злобу, горящие трубы Освенцима, пожарища родных домов. Омск принял более 17 тысяч детей из блокадного Ленинграда. За годы войны в Омск прибыло  500 военно-санитарных поездов с ранеными. Глядя на этот памятник, захотелось написать о детях войны, ибо эта боль сердечная и слёз не хватит оплакать всех.

 

Вокзал, перрон, людская толпа. Очень шумно: крики, стоны, слёзы. Все ждут эшелон, проходящий мимо на фронт. И так каждый день. Девочка, брошенная войною в это пекло, тоже ждёт поезд. На ней потрёпанная косынка, изношенное пальтишко и не по размеру ботинки без шнурков. Она грызёт засохший сухарик, единственное своё лакомство. Вдруг, девочка увидела щенка, который смотрел на неё и облизывался. Он не лаял, не выл, а только тихонечко скулил. Девочка подумала: «Наверное остался без мамы, голодный». Девчушка отломила кусочек сухарика и протянула его щенку.

 

- На, возьми дружок, только не плач родной. Я давно уже перестала плакать. Моя бабушка и братишка погибли. Я здесь из блокадного Ленинграда».

 

Девочка погладила щенка, который, съев сухарик, смотрел на неё добрыми глазами и в благодарность лизнул её в щёку. Девочка улыбнулась и продолжила свой разговор с собачкой.

 

- Я сюда прихожу каждый день. Моя мама доктор в санитарном эшелоне. Она обязательно приедет и возьмёт нас. А сейчас дружок мы пойдём в переходик вокзала, где я пока живу. Уже становится темно и холодно».

 

Девочка взяла щенка, как бережно берёт мать ребёнка, и прижала его к груди. Щенок дрожал от холода. Они пошли, две маленьких беды, в убежище, чтобы немного поспать. Утром, съев половинки сухарика, они опять придут на шумный перрон и будут ждать маму. Откуда было знать двум сиротинкам, что санитарный эшелон разбомбили.

 

По всей стране таких детей было не мало. Дети войны – эта боль на века. Каждый год в минуту молчания мы замираем, вспоминая своих родных и близких. Но минута памяти очень коротка.

Дети…Сколько же надо минут молчания?

Сурикова Ирина

г. Саратов
Небо Омска

Первое предложение

Лето... Жара. Мне 18 лет. Второй или третий месяц я встречалась с молодым человеком. Он старше меня лет на пять, не больше, - но мне тогда он казался невероятно взрослым и опытным мужчиной. Он вроде не нравился мне, но рядом с ним было так волнительно. Я испытывала какую-то бурю эмоций и переживаний от каждого его прикосновения и подкола надо мной.

 

Наша прогулка до озера... Этот час останется у меня навсегда. Помню, я тогда учила экзамен по физике. Гос что ли? Не помню, но серьёзный. Я итак в физике ничего не понимаю, а тут ещё экзамен, да лето, да зной. И Мишин звонок. Он предложил прогуляться. Когда я вышла, у меня голова была просто загружена этими "знаниями", я пылала от жары или от его присутствия рядом. Мы пришли на озеро, сели на берегу. Он сидел сзади.

 

Сзади… У меня же сзади бретелька (на белье) порвана! Сижу, стесняюсь, боюсь лишний раз плечом шевельнуть, чтоб не показать бретельку. И тут он вдруг делает предложение!!!  ...  У меня всё просто перевернулось внутри! И сразу же предполагает, что у меня маленький опыт…, вернее никакого опыта нет! И сразу же о том, что он был женат! И физика! И зной! И бретелька! Нет, всё же физика… Был женат… Предложение… И такие взрослые темы!... Мы даже не целовались! На тот момент я ещё ни с кем не целовалась. А у него всегда были такие выпуклые губки, как у утёнка, они так и тянулись к поцелую. Именно их я и боялась: и просто их, и того, что поцеловав меня, он сразу понял бы, что я ещё ни с кем не целовалась, и стал бы надо мной смеяться. Жара… Физика… Бретелька… Предложение! О-о-он! ...

 

Голова кругом. Ноги не идут. Снаружи зной, внутри трясёт. Мир плывёт по кругу. Не помню, как тогда дошла до дома...

Майя Мария

г. Нижний Новгород
Павел Третьяков с любимым зятем Николаем Гриценко. Москва, конец 19 века

Океаны сливаются с небом

Здравствуй, друг! Делюсь последними впечатлениями.

 

Впервые я увидел «Ночь на Тихом океане» в 2008 г. Тогда я долго стоял перед лучшим полотном Николая Гриценко. Я запомнил этого кучерявого сибиряка, женатого на Любаше – дочери великого Третьякова. Ведь он окончил морское училище в Кронштадте и с Цесаревичем Николаем совершил кругосветное путешествие.

 

В этот раз перед картиной оказалась невысокая авансцена. Теперь на полотно смотрел издалека.
Извини, забежал вперед.

 

Узнал, что Гриценко был многогранен – музыкант, писатель, путешественник. Исколесил Сибирь, Поволжье, Украину, Кавказ.

 

В 1902 г. Николай Рерих организовал посмертную выставку из его 805 картин, рисунков и эскизов. Теперь они во многих музеях.

 

И снова об Омске. Музей Врубеля (с ним был знаком Гриценко!) находится в начале улицы Ленина. Это бывший Любинский проспект. Здесь в июле 1891-го генерал-губернатор Степного края барон Таубе знакомил с сибирскими владениями Цесаревича Николая. А возле него находился Гриценко! Опа! Какие пересечения!

 

В Парадном зале центральное место отведено  «Ночи». На полотне высотой 260 см и длиной 395.5 см панорама небольшой акватории Тихого океана. Картина в раме «под золото». Рядом старинные канделябры. Ступеньки к черному роялю.

 

…Штормящий в меру океан. На небе рваные облака. Сияние луны ложится на воду золотистой полоской. И два корабля из разных эпох, как из разных миров – перекликаются друг с другом бортовыми огнями.

 

И кажется, что это не ночь, а неведомое пятое состояние суток.

 

Полотно раньше хранилось в Русском музее. По просьбе директора Омского музея Мелехина в 1927 г. картину переправили сюда. Но ее никто не увидел. Долгое заточение сыграло свою роль. Царапины вплоть до холста, местами отслоилась краска.

 

Наконец, картину передали художникам-реставраторам Минько и Ефименко, вернувшим ей первозданность. Талантливые умельцы – вовсе не мужики, а две милые женщины, отдавшие работе месяцы своей жизни… 

 

 А для чего устроена сцена с роялем? – спросишь ты.

 

 Отвечаю. Здесь сложилась традиция проводить творческие вечера и встречи. С поэтами, чтецами, музыкантами. Свежее слово, новые мелодии, классика и авангард.  Много людей, особенно молодежи…

 

Представь: возле похожего рояля сидел Гриценко и впитывал аккорды, извлекаемые из инструмента Любашей Третьяковой…

 

Так что сценический помост перед самым крупноформатным полотном в Омске к месту. Не сглазить бы!

 

Вот и все. До следующей встречи!..

Савченко Александр

г. Новокузнецк (Кемеровская область)